Спецпедагогика: обучение и перспективы профессии

14 мая 2019

Логопед работает не только с детьми.
На прием к такому специалисту приходят телеведущие, звезды шоу-бизнеса, политики. Известный исторический факт: британский король Георг VI, последний британский император Индии, чтобы побороть заикание, долгое время наблюдался у логопедов и занимался дыхательной гимнастикой.

Подробнее об этой профессии и других специальностях направления «Специальная педагогика» в нашей статье. 

[Коррекционный (специальный) педагог – педагог, который обучает и воспитывает детей и взрослых, имеющих различные психофизические нарушения.]

Почему с каждым годом требуется всё больше и больше специалистов по коррекционной педагогике?

Согласно статистике, в мире непрерывно растёт число детей с отклонениями в развитии и расстройствами аутистического спектра. По данным Всемирной организации здравоохранения, если в 2013 г. на 160 здоровых детей рождался один «особенный» ребёнок, то в 2016 г. показатели ещё тревожнее – 1 к 68.
Сталкиваясь со спецификой воспитания и развития особенного ребёнка, родители остро нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Только он может помочь ребёнку, несмотря на недуг, достичь максимально возможного уровня личностного развития и получить образование.


Перечень специальностей по направлению «Спецпедагогика»

Термины «Специальная педагогика» и «Коррекционная педагогика» принято считать синонимами для обозначения одной области педагогики.

Специальная (коррекционная) педагогика включает в себя следующие разделы:

  • Логопедия
    Логопеды оказывают коррекционную помощь детям и взрослым с нарушениями речи. Этот специалист исправляет дикцию, устраняет другие недостатки речи с помощью специального комплекса упражнений и массажа.
  • Дефектология
    Дефектологи занимаются обучением и воспитанием лиц с ограниченными возможностями здоровья и оказывают им необходимую коррекционную помощь. В дефектологии узкая специализация условна, поскольку, как правило, этот специалист имеет дело с сочетанием различных дефектов ( ДЦП, задержка психоречевого развития и т.д.). Поэтому он должен владеть базовыми знаниями в смежных областях (психология, логопедия и т.д.) и тесно взаимодействовать с врачами (психолог, невролог, нейропсихолог и т.д.). 
  • Сурдопедагогика
    Сурдопедагог оказывает коррекционную помощь людям с отсутствием слуха или слабослышащим. Этот специалист учит детей и взрослых произносить слова, читать по губам, помогает освоить язык жестов и дактильную азбуку (азбука, в которой буквы изображаются на пальцах). Благодаря работе сурдопедагога, люди с проблемами слуха могут вступать в коммуникацию с окружающим миром и жить полноценной жизнью.
  • Тифлопедагогика
    Тифлопедагог занимается коррекционно-педагогической работой со слабовидящими детьми и теми, кто лишен зрения с рождения. Он учит детей читать по книгам со шрифтам Брайля, с помощью различным практик самостоятельно ориентироваться в пространстве и бытовому самообслуживанию. 
  • Олигофренопедагогика
    Олигофренопедагог оказывает коррекционную помощь детям и взрослым с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости. Причин, из-за которых может быть нарушен интеллект у человека, множество: генетические заболевания, травмы, тяжёлые инфекции. Конечно, исправить эти патологии олигофренопедагог не в силах, но он может дать возможность таким особенным людям приобщиться к окружающему миру и по возможности получить образование на основе специальных методик. 

Особенности работы коррекционного педагога

Обучение детей с нарушениями в развитии требует комплексного подхода от педагога. Он должен не только уметь передавать знания, но и создавать психолого-педагогические условия, в которых ученикам будет комфортно развиваться. В этом случае важнее всего – уметь наладить контакт, чтобы ученик мог довериться, знать и использовать как терапевтические, так и развивающие технологии.

Трудовые обязанности коррекционного педагога

Коррекционные педагоги не только проводят занятия с детьми и их родителями, но и занимаются научной работой, учатся, посещают конференции и семинары, получают консультации в области педагогики и медицины.

Основные обязанности:

- беседа с подопечным с целью выявления нарушений и оценки уровня развития;

- подборка методических материалов и разработка индивидуальной коррекционной программы;

- проведение занятий согласно индивидуальной коррекционной программе;

- проведение регулярных обследований на предмет эффективности программы;

- консультирование педагогов и родителей;

- изучение особенностей и склонностей воспитанников;

- помощь в выборе профессии, социальной адаптации;

- ведение документации.

 Где можно пройти обучение на спецпедагога?

Как правило, на базе школы обучиться на коррекционного педагога можно в педагогическом вузе, на факультете коррекционной педагогики. Или на основе имеющегося высшего образования – пройти обучение в учреждении дополнительного профессионального образования.

В АБиУС действует перечень программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации по специальной педагогике. Все программы подготовлены с учётом требований ФГОС высшего образования по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (утв. Приказом Минобрнауки России от 18.10.2013 № 544н»).

Программы обучения для коррекционных педагогов содержат только профильные дисциплины и позволяют за небольшой срок освоить новую профессию в удобной дистанционной форме – из любого города РФ, в удобное для вас время.


Программы обучения по специальной педагогике в АБиУС


Будь всегда в курсе! Подпишись на новости: Подписаться