В рамках спецпроекта АБиУС "7 вопросов профессионалу" в День учителя мы пригласили педагога с 30-летним стажем поговорить о профессии, о поколение Z и онлайн-обучении.
- Галина Николаевна, здравствуйте! Расскажите немного о себе. Почему Вы решили стать учителем?
- Здравствуйте, коллеги. Всех с Днем учителя!
Я закончила Волгоградский государственный педагогический институт имени А.С.Серафимовича (сейчас – ВГСПУ). Учителем я решила стать, потому что выросла в педагогической семье, передо мной был пример родителей – уважаемых и успешных учителей. Отец был учителем физики и директором школы, а мама – учителем математики и черчения.
- Чем отличается поколение Z от тех, кто учился в школе 10-15 лет назад?
- Поколение Z - первое настоящее цифровое поколение, поэтому они очень зависимы от смартфона. Ученики зачастую сидят в классе и между собой не общаются, только в социальных сетях.
Современные дети больше ориентированы на скорость потребления информации, но далеко не всегда осмысливают эту информацию. Раньше школьники искали материалы из разных источников, ходили в библиотеки. А сейчас дети находят в сети уже готовые доклады.
- Получается, Вы негативно относитесь к использованию смартфонов на уроках?
- Смартфон по большей части отвлекает ребенка от учебы. Несмотря на то, что его можно использовать с пользой, зачастую школьники на уроке пользуются соцсетями, играют, ищут информацию в интернете, чтобы ответить на вопрос или решить задачу, а не думать/решать самим.
- Почему звонок для учителя?
- Учитель должен рассчитывать свои действия и уложить преподавание материала в отведенное для этого время. Звонок – это сигнал, конечно, прежде всего, для учителя, что пора финализировать урок.
- Может ли троечник стать отличником?
- Конечно. Если у ребенка есть желание и цель, и он стремится к этой цели. Для этого нужно повысить уровень самодисциплины. А педагогу нужно ученика правильно мотивировать.
- 2020 год из-за пандемии можно назвать годом дистанционного обучения. 43% опрошенных учителей в России выступают против онлайн-обучения для школьников. А что думаете Вы?
- Дистанционное обучение практически исключает живое общение. И контролировать усвоения материала сложно.
Школьникам приходится многое разбирать самостоятельно. На занятиях в классе видно, понял ли ученик что-то или нет, тогда сразу можно задать вопрос и что-то разобрать.
Но это ещё не все сложности. Например, у нас, в сельской школе нет стабильной платформы для проведения онлайн-занятий целыми классами, чтобы полноценно общаться. Поэтому основной способ обучения – чаты в мессенджерах.
В основном учились через WhatsApp: переписывались, создавали группы. С некоторыми (маленькими) классами проводили онлайн-занятия через видеочат. Но не у всех детей есть в семье компьютеры, личные телефоны. Некоторые дети могли присылать задания только со смартфонов родителей, а родители возвращаются с работы по-разному.
- Поздравляем Вас с Днем Учителя! Что бы Вы пожелали своим коллегам в профессиональный праздник?
- Спасибо! Благодарю АБиУС за приглашение. Хочу пожелать коллегам сохранять отличное настроение, желаю быть самыми лучшими учителями для своих учеников, чтобы они ценили и уважали вас!