Аттестация педагогических работников в 2019 году: порядок, правила, изменения

Профессиональное сообщество продолжает активно обсуждать модель аттестации, которая распространится на всех российских учителей в 2020 году. Апробация нового порядка проведения аттестации педагогических работников началась в 19 пилотных регионах в июне 2018 г. И уже можно делать некоторые выводы.

Зачем нужна новая модель?

Сама по себе идея хорошая. Аттестация стимулирует профессиональное развитие и личностный рост педагога, позволяет выделить лидеров, контролировать в целом качество образования в школах. 

У действующей модели, по мнению разработчиков Минпросвещения, есть 3 важных недостатка:

  • учитель тратит слишком много времени на сбор, сканирование и копирование тонны справок, дипломов, публикаций;
  • разные условия проведения в регионах, которые напрямую влияют на результаты аттестации педагогических работников;
  • результаты проверки слабо влияют на доход педагога и карьерный рост, поэтому нет достаточного стимула для ее прохождения.
При этом новые правила аттестации педагогических работников вызывают спорную реакцию профессионального сообщества. Учителя обеспокоены, что это еще больше будет отвлекать их от преподавания, занимать много времени, подтолкнет многих специалистов предпенсионного возраста, обладающих хорошими знаниями, но не владеющих некоторыми современными технологиями, уйти из школы и пополнить ряды репетиторов. Педагоги опасаются, что из-за формального подхода может быть искажена сама цель аттестации педагогических работников. Попробуем разобраться вместе.

Что нового? 5 изменений в порядке аттестации, которые ждут учителей в 2019 году

1. Новый формат.
В пробном варианте новая модель состояла из 3 частей: профессиональная задача, видеоурок или его часть и кейс. На выполнение кейса давалось 4 часа. Для подготовки видеоурока и решение профессиональной задачи – от 10 до 12 дней.
Однако по результатам пробного периода в конце прошлого года Министерство Просвещения уже внесло некоторые поправки. Они отражены в резолюции Всероссийской конференции «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей», 9 ноября 2018 года.
Мнение учеников о работе учителя – достаточно субъективный и спорный вопрос, поэтому этот фактор не будет использоваться в итоговой модели. Также отменен формат видеоурока. Именно подготовка отчетных видеоматериалов далась многим педагогам наиболее тяжело. Процесс видеомонтажа трудоемкий, занимает много времени и требует специальных навыков. Сложности вызывает и получение согласия родителей или законных представителей школьников на съемку. Чем будет заменен видеоформат, пока не ясно.
 
2. Обязательность.
С 2020 года процедура аттестации станет обязательной для всех педагогов и будет проходить 1 раз в 5 лет. Теперь у нее появятся уровни: обязательный и добровольный.
  • Обязательный. Молодой учитель, только что окончивший вуз, должен будет сдать экзамен на вхождение в профессию. Такой экзамен, например, сдают все российские медики. Через 2 года успешной работы, он аттестуется на соответствие занимаемой должности и обязан подтверждать свой статус каждые 5 лет.
  • Добровольный. Если педагог настроен на профессиональный и карьерный рост, он может пройти добровольную аттестацию на квалификационную категорию: первую или высшую. Вторая категория больше не применяется, она отменена.

3. Переходный период.

Министерство Просвещения во время переходного периода (5 лет) дает педагогам возможность самостоятельно выбирать старую или новую форму прохождения аттестации.
 
4. Новые должности.
Карьерный рост учителей поддерживается и профстандартом педагога 2019 года. Данный профстандарт предполагает не только горизонтальную карьеру – первая и высшая квалификационные категории, но и вертикальный рост. Уже подготовлен проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников. Новые должности, которые появятся в школе – старший учитель (учитель-методист) и ведущий учитель (учитель-наставник). Соответственно, и зарплата педагогов будет сильно различаться.
 
5. ЕФОМ.
Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) разрабатываются по запросу Министерства Просвещения и уже применяются для аттестации учителей. Они позволяют одинаково оценивать учителей из разных регионов страны. Пока регионы сами выбирают формат проверки: открытый урок или портфолио. Различаются требования, системы оценки. Универсальная процедура позволит этого избежать. Отчасти, ЕФОМ напоминают ЕГЭ, только для учителей. На сайте еформ.рф профессиональное сообщество может следить за ходом разработки комплекса материалов и участвовать в его обсуждении.

Список документов для аттестации

  • заявление;
  • аттестационный лист (копия) – если ранее была присуждена квалификация;
  • диплом об образовании (копия);
  • свидетельство о браке (копия) – если в представленных документах упоминаются разные фамилии;
  • документы о повышении квалификации;
  • информационная карта с результатами деятельности;
  • профессиональное портфолио;
  • характеристика с места работы.

Если аттестация не пройдена

Если пройти аттестацию по каким-то причинам не удалось, педагог должен будет заняться повышением квалификации. Новая модель аттестации педагогов является частью общей Национальной системы учительского роста (НСУР), отмеченной в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”. НСУР предусматривает не только процедуру проверки знаний и навыков учителей, но и необходимость их непрерывного обучения. Актуальные программы повышения квалификации для педагогов можно посмотреть здесь.
 
Если аннулирована первая квалификационная категория, придется пройти дополнительное обучение и подать заявление на аттестацию в общем порядке. Если не подтверждена высшая квалификационная категория, сначала нужно получить первую и только через 2 года можно снова претендовать на высшую категорию.
Кстати, новый порядок отменяет правило, по которому педагогам с 20-летним стажем пожизненно присваивалась вторая квалификационная категория. Теперь опытные педагоги будут подтверждать квалификацию наравне со своими молодыми коллегами каждые 5 лет.

Если Вы сами являетесь педагогическим работником и прошли или собираетесь пройти аттестацию по новым правилам, пожалуйста, оставьте свой комментарий к этой теме на нашей странице в ВК, Одноклассниках или Фейсбуке. Нам интересно знать Ваше мнение. Ссылки на посты в соцсетях:
ОдноклассникиИзменения в 2019 году
 

Будь всегда в курсе! Подпишись на новости: Подписаться