Как осуществлять закупку при форс-мажоре (пандемии Covid-19)


6 минут

закупки при форс-мажоре

 

 

Общее понятие об обстоятельствах непреодолимой силы

 

Понятие обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора содержится в гражданском законодательстве (ст. 401 ГК РФ). Это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, в том числе стихийные бедствия и эпидемии.

Закон 44-ФЗ и ранее содержал положения, учитывающие возможность возникновения таких обстоятельств, и связывал с ними, в первую очередь, возможность не платить неустойки.

 

Закупка у единственного поставщика в условиях коронавируса

 

Ситуация с коронавирусом заставила законодателя внести в пункт 9 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика при действии форс-мажорных обстоятельств) корректировки, которые упростили проведение закупок. Возможность оперативно заключить контракт и получить товары, работы или услуги, необходимые для оказания медицинской помощи или для предупреждения неблагоприятного развития ситуации особенно важно в условиях пандемии.

 

В новой редакции п. 9 ч. 1 ст. 94 Закона 44-ФЗ указано, что закупка может производиться в необходимом объёме при нецелесообразности проведения конкурентной процедуры для определения поставщика, подрядчика или исполнителя.

 

Какие закупки можно проводить неконкурентным способом из-за пандемии

 

Как обстоятельство непреодолимой силы расценивается распространение коронавирусной инфекции в совместном письме Минфина России, МЧС России и ФАС России № МЕ/28039/20 от 03.04.2020.

 

Согласно данному документу, можно закупать у единственного поставщика только те товары (работы, услуги), потребность в которых возникла из-за форс-мажора или если закупка нужна для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации. Большое значение придаётся тому, чтобы между объектом закупки и его использованием для недопущения распространения коронавируса была причинно-следственная связь.

То есть, фактически, заказчик может определять критерии такой необходимости самостоятельно, каких-либо ограничений по видам товаров, работ или услуг нет. Но нельзя делать закупки у единственного поставщика по основанию п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ,  если это никак не связано с ситуацией форс-мажора.

 обучение госзакупкам в АБиУС 8-800-5000-949

При формировании практики применения указанной нормы Закона 44-ФЗ подход к рассмотрению жалоб во многом перекликается с подходом, выработанным с начала пандемии коронавируса судебной практикой. Так, в Обзоре от 21.04.2020 Верховный суд указал на то, что само по себе признание распространения коронавируса форс-мажором не может быть универсальным для всех и нужно учитывать обстоятельства конкретного дела, уточнить, есть ли причинно-следственная связь между действием обстоятельств непреодолимой силы и возможностью исполнить обязательство по контракту. 

 

Поэтому закупку медицинского оборудования, которое будет использоваться при диагностике и лечении коронавируса провести по основанию п.9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ можно и нужно, а вот строительные работы закупать нельзя (см. например Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 28.08.2020 по делу N 11-161/20).

 

При проведении «аварийных» закупок у единственного поставщика следует соблюдать все требования, которые предъявляются к контрактам такого рода, в том числе использовать типовые контракты, там, где это необходимо. По общему правилу извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика не требуется. Для проведения закупки и заключения контракта обязательно нужно:

  • включить в контракт обоснование цены (ч. 4 ст. 93 Закона 44-ФЗ);
  • в день заключения контракта включить во 2 раздел плана-графика ЕИС сведения о закупке (п. 23 Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279);
  • в течение 1 рабочего дня после заключения контракта направить копию контракта, уведомление о закупке и обоснование заключения контракта в орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.

 

Действие обстоятельств непреодолимой силы при проведении закупок

 

В случае, если будет доказана взаимосвязь форс-мажорных обстоятельств и невозможности исполнения обязательств, возможно:

  • освобождение от уплаты неустойки (п. 9 ст. 34 Закона 44-ФЗ);
  • для заказчика – отмена выбора поставщика по истечении соответствующего срока отмены (п. 2 ст. 36 Закона 44-ФЗ);
  • приостановление срока подписания контракта, если форс-мажор действует хотя бы на одну из сторон (п. 9 ст. 54 Закона 44-ФЗ);
  • признание процедуры торгов несостоявшейся, если форс-мажор сохраняется более, чем 30 дней (п. 9 ст. 96.9 Закона 44-ФЗ);
  • списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек, если обязательства в 2020 году были не исполнены из-за пандемии коронавируса (п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.07.2018 г. № 783).

 

Кроме того, согласно п. 65 ст. 112 Закона 44-ФЗ из-за действия коронавируса можно менять условия об авансе по соглашению сторон.

 

Определить, действовали ли обстоятельства непреодолимой силы, необходимо, если рассматривается вопрос о включении поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) в связи с неисполнением обязательств по контракту. Если поставщик не исполнил обязательства из-за обстоятельств, связанных с коронавирусом, и никак не мог повлиять на ситуацию, то это не основание для включения его в РНП. 

 

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по "звездной" шкале ниже, где 5 звезд - очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

 




(Всего голосов: 10, в среднем: 4.2 из 5)


#госзакупки_новости #закупщику



Поделиться:



Читайте также:

Электронное актирование в ЕИС Электронное актирование в ЕИС: как им пользоваться
планирование закупок в 2021 году Изменения в планировании и реестре контрактов в 2021 году
план-график 2021 Особенности составления плана-графика закупок на 2021 год

© ЧОУ ДПО "АБиУС" При полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна



 

Слушатели, которые искали эту статью,
также интересовались



Профессиональная переподготовка


Специалист в сфере закупок

Повышение квалификации


Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд

Повышение квалификации по 44-ФЗ


Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

Профессиональная переподготовка


Эксперт в сфере закупок

Повышение квалификации по 223-ФЗ


Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

Повышение квалификации


Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)