- Общее понятие об обстоятельствах непреодолимой силы
- Закупка у единственного поставщика в условиях коронавируса
- Какие закупки можно проводить неконкурентным способом из-за пандемии
- Действие обстоятельств непреодолимой силы при проведении закупок
Общее понятие об обстоятельствах непреодолимой силы
Понятие обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора содержится в гражданском законодательстве (ст. 401 ГК РФ). Это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, в том числе стихийные бедствия и эпидемии.
Закон 44-ФЗ и ранее содержал положения, учитывающие возможность возникновения таких обстоятельств, и связывал с ними, в первую очередь, возможность не платить неустойки.
Закупка у единственного поставщика в условиях коронавируса
Ситуация с коронавирусом заставила законодателя внести в пункт 9 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика при действии форс-мажорных обстоятельств) корректировки, которые упростили проведение закупок. Возможность оперативно заключить контракт и получить товары, работы или услуги, необходимые для оказания медицинской помощи или для предупреждения неблагоприятного развития ситуации особенно важно в условиях пандемии.
В новой редакции п. 9 ч. 1 ст. 94 Закона 44-ФЗ указано, что закупка может производиться в необходимом объёме при нецелесообразности проведения конкурентной процедуры для определения поставщика, подрядчика или исполнителя.
Какие закупки можно проводить неконкурентным способом из-за пандемии
Как обстоятельство непреодолимой силы расценивается распространение коронавирусной инфекции в совместном письме Минфина России, МЧС России и ФАС России № МЕ/28039/20 от 03.04.2020.
Согласно данному документу, можно закупать у единственного поставщика только те товары (работы, услуги), потребность в которых возникла из-за форс-мажора или если закупка нужна для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации. Большое значение придаётся тому, чтобы между объектом закупки и его использованием для недопущения распространения коронавируса была причинно-следственная связь.
То есть, фактически, заказчик может определять критерии такой необходимости самостоятельно, каких-либо ограничений по видам товаров, работ или услуг нет. Но нельзя делать закупки у единственного поставщика по основанию п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, если это никак не связано с ситуацией форс-мажора.
При формировании практики применения указанной нормы Закона 44-ФЗ подход к рассмотрению жалоб во многом перекликается с подходом, выработанным с начала пандемии коронавируса судебной практикой. Так, в Обзоре от 21.04.2020 Верховный суд указал на то, что само по себе признание распространения коронавируса форс-мажором не может быть универсальным для всех и нужно учитывать обстоятельства конкретного дела, уточнить, есть ли причинно-следственная связь между действием обстоятельств непреодолимой силы и возможностью исполнить обязательство по контракту.
Поэтому закупку медицинского оборудования, которое будет использоваться при диагностике и лечении коронавируса провести по основанию п.9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ можно и нужно, а вот строительные работы закупать нельзя (см. например Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 28.08.2020 по делу N 11-161/20).
При проведении «аварийных» закупок у единственного поставщика следует соблюдать все требования, которые предъявляются к контрактам такого рода, в том числе использовать типовые контракты, там, где это необходимо. По общему правилу извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика не требуется. Для проведения закупки и заключения контракта обязательно нужно:
- включить в контракт обоснование цены (ч. 4 ст. 93 Закона 44-ФЗ);
- в день заключения контракта включить во 2 раздел плана-графика ЕИС сведения о закупке (п. 23 Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279);
- в течение 1 рабочего дня после заключения контракта направить копию контракта, уведомление о закупке и обоснование заключения контракта в орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.
Действие обстоятельств непреодолимой силы при проведении закупок
В случае, если будет доказана взаимосвязь форс-мажорных обстоятельств и невозможности исполнения обязательств, возможно:
- освобождение от уплаты неустойки (п. 9 ст. 34 Закона 44-ФЗ);
- для заказчика – отмена выбора поставщика по истечении соответствующего срока отмены (п. 2 ст. 36 Закона 44-ФЗ);
- приостановление срока подписания контракта, если форс-мажор действует хотя бы на одну из сторон (п. 9 ст. 54 Закона 44-ФЗ);
- признание процедуры торгов несостоявшейся, если форс-мажор сохраняется более, чем 30 дней (п. 9 ст. 96.9 Закона 44-ФЗ);
- списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек, если обязательства в 2020 году были не исполнены из-за пандемии коронавируса (п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.07.2018 г. № 783).
Кроме того, согласно п. 65 ст. 112 Закона 44-ФЗ из-за действия коронавируса можно менять условия об авансе по соглашению сторон.
Определить, действовали ли обстоятельства непреодолимой силы, необходимо, если рассматривается вопрос о включении поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) в связи с неисполнением обязательств по контракту. Если поставщик не исполнил обязательства из-за обстоятельств, связанных с коронавирусом, и никак не мог повлиять на ситуацию, то это не основание для включения его в РНП.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по "звездной" шкале ниже, где 5 звезд - очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!