Экспертное заключение по 44-ФЗ: инструкция для заказчика


8 мин.

44-ФЗ

 

 

 

Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает возможность, а в некоторых случаях и необходимость проведения экспертизы. Законом отдельно регламентируется возможность привлечения специалистов — экспертов и экспертных организаций, составления ими экспертного заключения. Поскольку 44-ФЗ не содержит специального термина или определения экспертизы, то можно исходить из общего определения экспертизы как исследования вопроса, которое требует специальных познаний в какой-либо области. Т.е. применительно к правоотношениям, которые складываются в рамках 44-ФЗ  в области госзакупок.

 

В каких случаях предусмотрено проведение экспертизы 

 

По 44-ФЗ экспертиза проводится для оценки конкурсной документации, конкурсных заявок, соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям. Статья 58 данного закона дополнительно указывает на возможность привлечения для этого экспертов или экспертной организации.

 

Обязательным же является проведение экспертизы результатов контракта при его приемке (ч. 4 ст. 94 Федерального закона №44-ФЗ). При этом заказчик может провести ее как своими силами, так и привлечь эксперта или экспертную организацию. Правительство РФ может установить, в каких случаях это обязательно (ч. 4.1 ст. 94 Федерального закона №44-ФЗ), но пока такие нормативно-правовые акты не приняты.

 

Экспертное заключение

 

Оно оформляется, если для целей, указанных в законодательстве о госзакупках, экспертизу проводит эксперт или экспертная организация (ч. 7 ст. 41 Федерального закона №44-ФЗ). За дачу заведомо ложного заключения предусмотрена ответственность, в зависимости от размера ущерба — административная (ст. 7.32.6 КоАП) или уголовная (ст. 200.6 УК РФ). При этом обязательно заключение с экспертом или экспертной организацией договора (п. 15) ч. 1 ст. 3 Федерального закона 44-ФЗ). Если же экспертизу проводит заказчик своими силами, то подобных требований к результату ее оформления нет. 

 

Заключение контракта или договора с экспертной организацией (экспертом) требует времени и соответствующих расходов. Поэтому для тех заказчиков, которые регулярно закупают технически сложные товары, работы или услуги, регулярно проводят конкурсы, имеет смысл работать с экспертами на постоянной основе. 

 

При выборе конкретного специалиста или организации, которые будут проводить исследование, следует иметь в виду, что для дачи экспертных заключений по некоторым вопросам предъявляются специальные требования — членство в СРО или наличие аккредитации. 

 

Экспертное заключение о результатах исполнения контракта (каждого отдельного этапа контракта) должно быть в течение 5 рабочих дней с даты исполнения (расторжения, изменения) контракта направлено для включения в реестр контрактов (п. 10) ч. 2 ст. 103 Федерального закона №44-ФЗ) в порядке, утвержденном Минфином России (Приказ №113н от 19.07.2019 г.). На это же указано и в подпункте к) пункта 2 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084, которым регламентирован порядок ведения реестра контрактов. Экспертное заключение направляется в составе информации об исполнении контракта.

 

Для облегчения взаимодействия как с экспертами, так и с исполнителями (поставщиками) желательно подробно отразить порядок проведения экспертизы в документации, указать на возможность привлечения экспертов, разработать форму для предоставления ими заключения, из которой сторонам контракта были бы понятны квалификация и опыт эксперта, методы исследования и другая информация.

 

Результаты проведенной экспертизы следует учитывать в решении заказчика или приемочной комиссии о приемке или отказе от приемки ТРУ.

 

Проведение экспертизы силами заказчика

 

Если приемка ТРУ не вызывает технических сложностей, или же у заказчика есть специалисты необходимой квалификации для ее проведения, то он может провести ее своими силами. Чтобы подтвердить проведение экспертизы, заказчику не требуется составлять отдельное экспертное заключение — достаточно оформленного и подписанного заказчиком (приемочной комиссией) документа о приемке товара. Правила ведения реестра контрактов также не требуют предоставления отдельного заключения в подобных случаях. Сам документ о приемке (либо же мотивированный отказ от приемки) должен отражать результаты такой экспертизы. 

 

Данная позиция неоднократно была подтверждена в письмах Минэкономразвития (см. в.т.ч. Письма Минэкономразвития России от 31.08.2015 N ОГ-Д28-11585, от 15.09.2015 N ОГ-Д28-12160, от 18.12.2015 N Д28и-3786, от 26.12.2016 N ОГ-Д28-15314), а также изложена и в Письме Минфина России от 20 мая 2020 г. N 24-03-06/41781.

 

Законодательство не регламентирует, какие именно работники должны быть привлечены к производству экспертизы, но желательно урегулировать данный вопрос локальными документами — издать соответствующие приказы, прописать соответствующие функции в должностных инструкциях. 

 

Роль экспертного заключения в спорных ситуациях

 

Характер приемки товаров, работ или услуг зависит непосредственно от предмета контракта. Законодательное закрепление проведения экспертизы является своего рода гарантией того, что выделенные средства не будут потрачены впустую и смогут действительно обеспечить государственные или муниципальные нужды. 

 

Чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с тем, что их действия при приемке/отказе от приемки признают незаконными, заказчики обращаются к помощи экспертов и экспертных организаций.

 

Привлечение сторонних специалистов для проведения экспертизы может существенно увеличить вероятность выигрыша спора в случае, если исполнитель или поставщик не выполняют условия контракта. Прибегают к данному способу даже в том случае, если предмет закупки не столь сложен. Например, заказчик обращался за проведением технической экспертизы в случае поставки картриджей для принтеров. Актом экспертизы было подтверждено, что не все QR коды картриджей были уникальны. Таким образом было установлено несоответствие поставки техническим требованиям и выявлены признаки контрафактности товаров (дело А14-15982/2019). 

 

Следует, впрочем, помнить, что экспертиза в рамках 44-ФЗ не имеет статуса судебной, которую обычно назначают в сложных случаях. Например, Арбитражный суд Тамбовской области назначил судебную экспертизу при рассмотрении иска о признании незаконным одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по  поставке автоматизированных рабочих мест для медицинского учреждения. При этом было принято во внимание и то, что заказчиком уже ранее было получено экспертное заключение, согласно которому оборудование не соответствовало техническим условиям и морально устарело. В результате эксперт, назначенный судом, пришел к противоположным выводам (дело № А64-9903/2019). 




(Всего голосов: 4, в среднем: 5 из 5)




Поделиться:




© ЧОУ ДПО "АБиУС" При полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна



 

Слушатели, которые искали эту статью,
также интересовались



Профессиональная переподготовка


Специалист в сфере закупок

Повышение квалификации


Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд

Повышение квалификации по 44-ФЗ


Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

Профессиональная переподготовка


Эксперт в сфере закупок

Повышение квалификации по 223-ФЗ


Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

Повышение квалификации


Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Повышение квалификации


Особенности осуществления закупок в сфере строительства по 44-ФЗ

Повышение квалификации


Осуществление закупок в здравоохранении по 44-ФЗ и 223-ФЗ