Cтеснительный ребенок: как раскрыть талант


8 минут

стеснительный ребенок

 

 

Ребенок учил стихотворение целый месяц, а на утреннике отказался его рассказывать. Знакомо? Стеснительные дети боятся не только выступать публично, но и знакомиться с новыми людьми и находиться в группе. На первый взгляд стеснительный ребенок не создает никаких проблем - он не привлекает внимания и ведет себя очень спокойно. При этом внутри он испытывает сильные переживания - тревогу и стыд. Задача воспитателя - помочь ему справиться с этими чувствами.

 

Как проявляется стеснительность

 

Стеснительность не стоит воспринимать только как негативное качество. У него есть и положительные. С одной стороны стеснительность защищает детей от общения с незнакомцами и от опасных ситуаций. С другой - препятствует свободному общению и социализации.

 

Психолог Филипп Зимбардо говорит, что застенчивость – это последствия зацикленности на себе и зависимости от чужого мнения. Стеснительность проявляется, когда ребенок неожиданно оказывается в центре внимания. Например, его пригласили поиграть, прилюдно похвалили или попросили выступить на публике. У него появляется страх ошибиться или не оправдать ожиданий других людей. Он робеет и чувствует сильное желание уйти или спрятаться. 

 

Часто случается, что стеснительность впервые проявляется именно в детском саду. Ребенок себя свободно чувствовал в кругу семьи, а рядом с незнакомыми людьми зажался. В период адаптации и привыканию к детскому садику - это нормальное поведение. Но если ребенок уже год ходит в сад и до сих пор боится заговорить с другими детьми или не хочет участвовать в играх, воспитателю следует обратить на это внимание.

 

Почему дети начинают стесняться

 

Зачастую к повышенной стеснительности приводят ошибки в воспитании. Период детства до прихода в детский сад ребенок проводит в семье. И, конечно, семья оказывает большое влияние на формирование личности ребенка, на отношение к себе и на отношения с другими людьми.  Но, даже если родители допустили описанные ниже ошибки в воспитании, воспитатель может помочь ребенку справиться со стеснительностью.

 

1 - Гиперопека и избалованность

Когда родители решают все вопросы и выполняют все действия за ребенка, они препятствуют развитию его самостоятельности. В непривычной ситуации, когда родителей нет рядом, ребенок теряется и чувствует себя беспомощным. Например, попадая в детский сад, такие дети становятся стеснительными.

 

2 - Тотальный родительский контроль

Это другая крайность. Ребенка заставляют бездумно следовать определенным нормам и требованиям. Полный контроль мешает развитию самостоятельности, творчеству и спонтанности. Контроль внушает страх ошибиться, нарушить правило. Когда в детском садике от ребенка нужна любая импровизация, он замыкается в себе. Диалог, игра, выступление - именно такие формы взаимодействия даются детям сложнее всего.

 

3 - Снижение самооценки

Если у родителей есть привычка сравнивать своего ребенка с другими детьми или принижать его способности и акцентировать внимание на недостатках,  то ребенка появляется заниженная самооценка и робость. Такие ошибки могут допускать не только родители, но и воспитатели. Работая в группе, важно подчеркивать достоинства каждого ребенка и не сравнивать детей друг с другом.

Стеснительность может появиться у любого ребенка. Если малыш постоянно находится в напряжении, боится действовать самостоятельно и проявлять себя в группе, стоит говорить о стеснительности как о психологической проблеме. Ребенку не под силу справиться самостоятельно с этой проблемой, поэтому задача воспитателя помочь ему.

 

Как подготовить стеснительных детей к выступлению

 

Чтобы помочь дошкольнику справится со стеснительностью и спокойно выступить перед зрителями, рекомендуем выполнить 9 шагов. Но не рассчитывайте на моментальные результаты. Продолжительность борьбы со стеснительностью индивидуальна для каждого.

 

1. Не заставляйте ребенка выступать на публике против его воли
“Нет, ты будешь выступать, хочешь ты того или нет!”. Такой способ не поможет справиться ребенку с эмоциональным напряжением, а только усугубит его. Если ребенок отказывается выступать, примите его решение и предложите просто сходить на утренник и посмотреть на других деток. Особенно, если это первый утренник в его жизни. Присутствие в виде зрителя поможет малышу понять, что выступления – это не страшно, а наоборот интересно и весело.

 

2. Не давайте ему главную роль
Главная роль привлекает больше всего внимания. Не нужно использовать этот прием как средство борьбы со стеснительностью. Это только усилит страх ребенка перед сценой. Предложите ему скромную роль, в идеале без слов и в маске. А после выступления обязательно похвалите.

 

3. Поддерживайте и хвалите ребенка
Хвалите ребенка даже по мелочам. Это касается не только выступлений или подготовки к ним, но и ежедневной работы в группе. Искренняя объективная похвала помогает ребенку поверить в себя. То есть фразу “Ты самый лучший” вряд ли можно назвать объективной, ведь она ущемляет других детей. Хвалите умеренными фразами “Ты молодец”, “Ты хорошо справился”. Делайте это в присутствии родителей и других детей.

 

4. Научите ребенка хвалить самого себя
Это поможет ему повысить свою самооценку и справиться со стеснительностью. Как научить - когда ребенок сделал что-то хорошо, попросите его погладить себя по голове или просто похвалить себя. Поиграйте в игру «Имена». Задача ребенка - назвать свое имя ласковым голосом в нескольких вариациях. Например, Игорь, Игоречек, Игорюша.

 

5. Устраивайте репетиции в группе перед выступлением
Начните репетиции в небольших группах и постепенно увеличивайте количество детей на репетициях. Порекомендуйте родителям регулярно проводить дома мини-концерты. Самый простой пример, когда ребенок становится на стул и читает стихотворение. Тренировки в домашней обстановке помогут ребенку справиться со страхом и отработать свое выступление.

 

6. Находитесь рядом с ребенком во время выступления
Присутствие знакомых людей дает ощущение спокойствия и безопасности, поэтому оставайтесь в поле зрения ребенка во время его выступления. Если есть возможность, позовите родителей и родственников поддержать малыша. Ребенок должен быть уверен, что его поддержат в любой ситуации, даже если он забудет слова или не сможет рассказать стихотворение.

 

7. Помогите малышу прожить эмоции
Расскажите ему, что страх и волнение перед выступлением – это нормальные чувства, их испытывают все дети и даже взрослые. Просто кто-то может скрыть их и не подавать виду, а кто-то нет. Научите малыша справляться с волнением с помощью глубоких вдохов-выдохов или фокусируясь на приятных мыслях. Перед самим выступлением попробуйте провести практику “лист гнева”. Если ребенок боится или расстроен, позвольте ему выплеснуть свои эмоции на лист. Пусть он порвет лист или скомкает, чтобы вместе с листом избавиться от негативных эмоций.

 

Помните, что застенчивые дети часто подавляют свои желания. Из-за этого могут проявляться признаки агрессии. Поэтому с таким воспитанниками работайте аккуратно и постепенно повышайте нагрузку. Не требуйте мгновенного прогресса и избавления от стеснительности. Просто регулярно задействуйте застенчивых малышей в играх и мероприятиях группы. Со временем это поможет им  раскрыть свои способности и справиться со страхами. 

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по "звездной" шкале ниже, где 5 звезд - очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!




(Всего голосов: 12, в среднем: 4.8 из 5)


#воспитателю



Поделиться:




© ЧОУ ДПО "АБиУС" При полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна



 

Слушатели, которые искали эту статью,
также интересовались



Повышение квалификации


Цифровая образовательная среда в дошкольных образовательных организациях

Повышение квалификации


Особенности работы организации дошкольного образования в сложной санитарно-эпидемиологической обстановке

Повышение квалификации


Педагогика и методика дошкольного образования

Повышение квалификации


ФГОС в дошкольном образовании

Профессиональная переподготовка


Менеджмент в дошкольной образовательной организации

Повышение квалификации


Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС

Повышение квалификации


Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Повышение квалификации


Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС