Как внедрить ФОП ДО в детском саду


10 минут

ФОП ДО для детского сада

 

 

Что собой представляет ФОП ДО и зачем его приняли

Содержание ФОП ДО

Переход на ФОП ДО

Методические рекомендации для образовательной деятельности по ФОП ДО от Минпросвещения РФ 

Обучение по внедрению ФОП ДО в Академии дистанционно

 

 

Что собой представляет ФОП ДО и зачем его приняли

 

1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 №1028 “Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования” дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе дошкольного образования - ФОП ДО.

Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей, а также исторических и национально-культурных традиций Российской Федерации. 

Федеральная программа предусматривает базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовывать основополагающие функции дошкольного уровня образования.

Нормативный документ был разработан с целью реализации следующих функций:

  • Создание единого федерального образовательного пространства для воспитания и развития дошкольников;

  • Обеспечение детей и родителей равными и качественными условиями дошкольного образования на всей территории Российской Федерации;

  • Создание единого ядра содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, воспитывать в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;

  • Воспитание и развитие ребенка с активной гражданской позицией.

 

 

 

Содержание ФОП ДО

 

Федеральная программа включает в себя:

  • Федеральную рабочую программу образования, которая раскрывает задачи, содержание и планируемые результаты по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся; 

  • Обозначение направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ООП (особыми образовательными потребностями) различных целевых групп; 

  • Психологопедагогические условия реализации программы, а также отдельные средства обучения и воспитания;

  • Федеральную рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе;

  • Федеральный календарный план воспитательной работы;

  • Примерный режим и распорядок дня групп;

  • Примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах;

  • Примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра произведений анимации и кинематографа.

В каждой образовательной области сформулированы задачи, содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до восьми лет, а также результаты, которые могут быть достигнуты детьми при целенаправленной систематической работе с ними.

Дошкольное образовательное учреждение может самостоятельно выбрать способы реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива учреждения, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.

Реализация Программ, направленных на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами процесса, осуществляется с учетом принципов дошкольного образования, зафиксированных во ФГОС ДО.

 

 

Переход на ФОП ДО

 

Реализация ФОП обеспечивается квалифицированными педагогическими работниками. Необходимым условием является непрерывное сопровождение Федеральной программы педагогами и другими работниками в течение всего времени ее внедрения в учреждении дошкольного образования.

Чтобы воспользоваться преимуществами Федеральной программы дошкольная организация должна создать условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, а также предоставить возможность воспитателям и педагогам для получение дополнительного профессионального образования не реже одного раза в 3 года за счет средств ДОО. 

Для того, чтобы педагогические работники могли более комфортно освоить и внедрить в свою работу новые требования ФОП ДО, Министерство Просвещения РФ включило в перечень обязательных мероприятий повышение квалификации по реализации Федеральной программы в образовательной практике ДОО.

Для того, чтобы совершить успешные переход на ФОП ДО, необходимо провести работу над следующими документами:

  1. Образовательная программа

Обязательную часть образовательной программы детского сада необходимо оформить в виде ссылки на ФОП. Таким образом, рабочая группа использует текст федеральной программы, а не создает отдельный документ для обязательной части.

Часть, формируемую участниками образовательного процесса, нужно проверить на соответствие ФОП и ФГОС. Изменения в целевой раздел (пояснительную записку, планируемые результаты, подходы к педагогической диагностике) рабочей группе необходимо внести из ФОП.

Рабочую программу воспитания необходимо заменить на федеральную рабочую программу воспитания и дополнить информацией, которую ФОП требует конкретизировать на уровне отдельного учреждения. Описать общность образовательной организации в соответствии с пунктом 29.3.3 ФОП, уклад детского сада - с учетом пункта 29.3.1 ФОП, воспитывающую среду - с учетом пункта 29.3.2 ФОП. Формы совместной деятельности в детском саду необходимо также включить в рабочую программу воспитания и описать с учетом требований пункта 29.3.5 ФОП. Также предусмотреть социальное партнерство (с формами реализации можно ознакомиться в пункте 29.3.7).

Календарный план воспитательной работы необходимо также заменить на единый Федеральный календарный план и указать ссылку на ФОП. Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат приведен в пункте 36.4 ФОП. Детский сад вправе его дополнить в соответствии от особенностей региона или ситуации. 

Нужно внести изменения в текст краткой презентации программы, ориентированный на родителей. Вместо ссылки на используемые основные образовательные программы - вставить ссылку на ФОП. Если ранее такие программы не использовались, необходимо ввести ссылку на ФОП.

  1. Программы коррекционно-развивающей работы

Программу коррекционно-развивающей работы детский сад разрабатывает самостоятельно. В отличие от ФГОС в федеральной программе вы найдете:

  • примерную структуру программы КРР (п. 27.3);

  • обязательные для организации задачи программы КРР (п. 27.4);

  • набор вариантов организации и возможных форм КРР (пп. 27.5, 27.6).

Необходимо провести анализ пунктов 27, 28 ФОП и сопоставить новые требования со сложившимися в детском саду практиками. Содержание диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и информационно-просветительской работы должно соответствовать требованиям ФОП. 

  1. Программы психолого-педагогического сопровождения

Нужно изменить или разработать заново программы психолого-педагогического сопровождения детей, потому как в ФОП прописали конкретизированные требования к психолого-педагогическому сопровождению. Ранее во ФГОС подробных требований не было. Отдельным направлением работы является внедрение требований пункта 30 ФОП о психолого-педагогических условиях. Они не дублируют условия, ранее предусмотренные во ФГОС. Поэтому детский сад обязан выполнить требования и ФГОС, и ФОП. 

  1. Положение о ВСОКО (внутренняя система оценки качества образования) и документы по педдиагностике

Документы по педагогической диагностике нужно проверить на соответствие требованиям пункта 16 ФОП. В нем дали рекомендации по периодичности диагностики, перечислили диагностические методы. В положение о ВСОКО необходимо внести изменения, соответствующие ФОП.

  1. Режимы дня

Режимы дня необходимо утвердить заново, так как теперь они часть основной образовательной программы. ФОП устанавливает примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах. 

Примерные режимы дня в федеральной программе приводят для каждой возрастной группы. Их можно скорректировать, главное, чтобы они соответствовали обязательным требованиям ФОП и СанПиН.

  1. Документы о психолого-педагогической поддержке семьи

В такие документы необходимо внести соответствующие изменения или разработать и утвердить в соответствии с ФОП (пункт 26).

  1. Кадровая документация

Кадровые документы необходимо проверить на соответствие ФОП. Пункт 26 ФОП содержит положения о взаимоотношениях педколлектива с семьями. Воспитатели должны оказывать психолого-педагогическую поддержку семье и повышать компетентность родителей, обеспечивать единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи. 

Необходимо отразить эти обязательства в трудовых договорах воспитателей. Если вы это сделали, противоречий в обязанностях педагогов нет и документы менять не надо. В противном случае нужно пересмотреть формулировки по конкретным должностям. Направьте работникам уведомление о том, что меняете условия трудовых договоров из-за внедрения ФОП (ст. 74 ТК).

  1. План закупок, план ФХД (финансово-хозяйственной деятельности)

Для реализации ФОП каждая организация должна провести мониторинг материально-технической базы, выяснить, достаточно ли имеющейся базы для реализации ФОП, нужно ли проводить закупки. Все это следует определить в срок до начала работы по ФОП. Затем скорректировать план закупок, план ФХД. 

Всю необходимую информацию можно найти в пунктах 31, 32 ФОП.

 

Методические рекомендации для образовательной деятельности по ФОП ДО от Минпросвещения РФ

 

Разработаны методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в соответствии с ФОП ДО.

Рекомендации состоят из 7-ми разделов, устанавливающих:

  • содержание образовательной деятельности в ДОО 
  • виды детской деятельности и способы их организации 
  • педагогическая диагностика в дошкольной образовательной организации
  • планирование образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации 
  • развивающая предметно-пространственная среда и инфраструктура дошкольной образовательной организации 
  • взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов 
  • организация коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации. 

Приложение к Методическим рекомендациям включает содержание образовательной деятельности по образовательным областям:

  • "Социально-коммуникативное развитие" 
  • "Познавательное развитие" 
  • "Речевое развитие" 
  • "Художественно-эстетическое развитие" 
  • "Физическое развитие".

 

Ссылку на сами рекомендации, больше полезной информации для педагогов ДО и воспитателей вы сможете найти в телеграм-канале АБиУС.Дошкольное образование

 

 

 

Обучение по внедрению ФОП ДО в Академии дистанционно

 

В АБиУС можно пройти дистанционное обучение по программе повышение квалификации “Внедрение и реализация Федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательной практике”, которая позволит в полной мере ознакомиться с ФОП ДО. Обучающие материалы содержат модули с практикой реализации нормативных требований на примере других ДОО и методические рекомендации для выполнения требований ФОП ДО.

Все учебные материалы предоставляются дистанционно, через собственную платформу СДО на сайте Академии. Процесс организован просто и доступно для пользователей с любым уровнем владения компьютером.

За каждым слушателем закрепляется индивидуальный куратор, который поможет разобраться в сложных вопросах и не пропустить важную информацию.

Гибкий график обучения позволяет получить специальность без отрыва от основной работы.

Все программы полностью соответствуют требованиям законодательства РФ. Выдаваемые документы действительны на всей территории России.

Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России.

Для записи на дистанционное обучение по программе достаточно подать заявку или связаться с сотрудниками АБиУС через формы обратной связи на сайте и подписать договор. 




(Всего голосов: 2, в среднем: 5 из 5)




Поделиться:



Читайте также:

профессиональная переподготовка Что такое переподготовка?
10 полезных сайтов для воспитателей
Дети Адаптация к детскому саду: как воспитатель может помочь родителям и детям
Дисциплина в детском саду Как воспитателю улучшить дисциплину детей в детском саду

© ЧОУ ДПО "АБиУС" При полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна



 

Слушатели, которые искали эту статью,
также интересовались



Повышение квалификации


Цифровая образовательная среда в дошкольных образовательных организациях

Повышение квалификации


Педагогика и методика дошкольного образования

Повышение квалификации


ФГОС в дошкольном образовании

Профессиональная переподготовка


Менеджмент в дошкольной образовательной организации

Повышение квалификации


Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС

Повышение квалификации


Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Повышение квалификации


Менеджмент в дошкольной образовательной организации

Повышение квалификации


Обучение дошкольников основам персональной финансовой грамотности в условиях ДОО