К Дню воспитателя: 5 самых известных воспитателей в мире


7 минут

С Днем воспитателя!

 

27 сентября отмечают свой профессиональный праздник дошкольные работники - воспитатели, завучи и нянечки. Труд педагогов очень ценится, потому что именно в садике ребенок начинает активно развиваться.

До ХХ века родители считали, что сами справляются с воспитанием и обучением детей, ведь женщины занимались только домом и семьей. Но потом все изменилось - им разрешили работать наравне с мужчинами, поэтому мамы стали меньше заниматься детьми. В этот момент государство поддержало распространение детских садов, и за последние 100 лет появилось 60 тыс. садиков и 1 млн воспитателей. В статье познакомимся с самыми известными воспитателями из разных стран.

 

 

Роберт Оуен

Роберт Оуен

Человек - продукт окружения.

В 1802 году в Шотландии Роберт открыл первый в истории детский сад. В садик ходили дети работников фабрики, которой владел Оуен. Для каждого возраста была отдельная группа: дети до двух лет шли в ясли, до шести лет в основную группу, а для старших ребят была отдельная школа. Свое “детище” Роберт назвал “Институт для образования характера”.

Оуен был из бедной семьи, поэтому мечтал об обществе без нищеты и несправедливости. Для этого, по его мнению, нужно с детства создать окружение с правильным воспитанием личностных качеств. 

Роберт считал, что:

  • Нужно заниматься трудовым воспитанием детей;
  • Характер человека формируется социальным окружением и воспитанием;
  • Детские годы многое решают в формировании характера, поэтому нужно как можно раньше начинать воспитание детей.

В садике дети занимались музыкой и танцами, много играли на свежем воздухе. Роберт большое внимание уделял дисциплине, общению в коллективе и приучал детей к порядку. Он работал над личными качествами детей - воспитывал в них честность, уважение к товарищам, приветливость и доброту. Все обучение было наглядным: рисунки на школьных стенах изображали растения и животных, дети занимались по наглядным пособиям.

 

Фридрих Фрёбель

Фридрих Фребель

Дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе.

Фридриха считают основателем детских садов, хотя его первый сад появился на 37 лет позже сада Роберта Оуена. У детских садов Фрёбеля были четкие задачи - обучать и воспитывать детей, чтобы раскрыть их природные особенности:

  • навыки деятельности,
  • способности познания,
  • художественные навыки, 
  • религиозные способности.

Фридрих рано осиротел, поэтому о своем детстве он говорил: “Природа была мне школой, деревья, цветы - учителями”. На этих принципах он и построил обучение в садиках. Именно Фридрих придумал назвать дошкольное учреждение “садом”, потому что считал, что о детях нужно так же бережно заботиться, как садовник заботится о растениях.

Фрёбель создал пособия для обучения в садиках - “дары”. По ним воспитатели обучали детей цветам, формам, направлению движения, размерам. Например:

  1. Первый дар - шерстяные шарики разных цветов, прикрепленные к ниткам. Воспитатель качал шарик и называл направления движения - право, лево, зад, перед.
  2. Второй дар - шар, куб и цилиндр. С их помощью дети изучали основные геометрические тела и их свойства.

Систему Фридриха вместе с “дарами” использовали воспитатели следующих поколений. Некоторые до сих пор пользуются “дарами”, но в измененной форме.

 

Аделаида Симонович

Аделаида Симонович

Чтобы вынести пользу из школы, нужно быть готовыми к ней, а подготовку дает детский сад.

Аделаиду считают первым теоретиком-практиком дошкольного образования и основателем первого детского сада в России. Сад открылся 27 сентября в 1863 году в Петербурге, и теперь в этот день мы каждый год поздравляем воспитателей с их профессиональным праздником.

Главным вдохновителем Аделаиды был Фридрих Фрёбель. Под впечатлением его работ она увлеклась дошкольным воспитанием. Но позже она переработала теорию Фридриха, потому что считала готовые дидактические игры неэффективными. Аделаида делала упор обучения на самостоятельный труд ребенка.

Когда ребенок заучивает характеристики мячиков и кубиков, он не способен изобразить что-то отличное от этих предметов. Каждый раз он рисует одни и те же фигуры - у него не развито творчество и фантазия. 

Симонович опубликовала много статей и собраний о педагогике. Она часто сравнивала школу с садиком и называла садик обязательной подготовкой к школе. Аделаида не рекомендует отдавать в школу детей младше семи лет или оставлять детей на домашнем обучении, минуя подготовку в садике. 

 

Мария Монтессори

Мария Монтессори

Пока все восхищались успехами умственно отсталых детей, я искала причины, почему здоровые дети так плохо развиты.

Мария была первой женщиной-врачом Италии. Она занималась с умственно отсталыми детьми и поняла, что их проблемы можно решить не только медицинским путем, но и педагогическим. Она создала методику воспитания и применила ее для умственно отсталых детей. В результате они превзошли здоровых детей в письме, чтении и счете. Теперь методику Монтессори используют для всех детей в разных странах.

Суть методики Монтессори укладывается в одну фразу: ребенок развивается сам, в своем темпе и без вмешательства взрослых. В 1907г. в Риме открылся “Дом ребенка”, работающий по системе Монтессори. Ребенок свободно ходил по классу, сам выбирал себе занятия и решал, сколько времени он хочет уделять этому занятию. Воспитатель всегда был рядом с готовностью помочь, если ребенок попросит об этом, но он не навязывал свою помощь.

Дети, воспитанные по методике Монтессори становятся более дисциплинированными, умеют ставить себе цели и достигать их. Ребенок проникается любовью к познанию нового, потому что он учится не из понятия “надо”, а из понятия “я выбираю”.

 

Януш Корчак

Янущ Корчак

Нет детей, есть только люди. Значит ребенок достоит уважения и любви.

Польский врач и педагог Януш Корчак был руководителем “Дома сирот” для еврейских детей. Этот дом управлялся детьми - у них была своя конституция и товарищеский суд. Современные школы и университеты по примеру Януша ввели элементы самоуправления.

Корчак призывал относиться к детям без предубеждений и принимать их особенности. Он считал, что ребенка невозможно вылепить из глины, чтобы он соответствовал ожиданиям взрослого. Главные принципы обучения Януша:

  • любить ребенка, 
  • наблюдать за его поведением,
  • не применять насилия в воспитании, 
  • быть с ним честным, 
  • требовать от него лишь то, что можно выполнить.

Жизнь Януша - пример преданности к своей профессии. Когда его учеников отправили в концлагерь, Корчак добровольно поехал с ними. Там он и погиб, до последней секунды оставаясь воспитателем.

Если статья вам понравилась, пожалуйста, оцените ее по "звездной" шкале, где 5 звезд - очень понравилась.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!




(Всего голосов: 16, в среднем: 4.8 из 5)


#воспитателю



Поделиться:



Читайте также:

Чек-лист для прохождения аттестации воспитателя в 2020 году
план саморазвития воспитателя ДОО Как составить интересный план по саморазвитию для воспитателя
Прием в детский сад 2020: новые правила
Профстандарт воспитателя

© ЧОУ ДПО "АБиУС" При полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна



 

Слушатели, которые искали эту статью,
также интересовались



Профессиональная переподготовка


Педагогика и методика дошкольного образования (Воспитатель)

Повышение квалификации


Педагогика и методика дошкольного образования

Повышение квалификации


ФГОС в дошкольном образовании

Профессиональная переподготовка


Менеджмент в дошкольной образовательной организации

Повышение квалификации


Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Профессиональная переподготовка


Инструктор по физической культуре в ДОО

Повышение квалификации


Особенности работы организации дошкольного образования в сложной санитарно-эпидемиологической обстановке

Профессиональная переподготовка


Педагог-психолог в дошкольном образовании