-
Какие требования к образованию социального психолога по профстандарту
-
Трудовые функции психолога в социальной сфере по профстандарту
-
Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту
Психолог в социальной сфере оказывает психологическую помощь людям разных возрастов и социальных групп, которые оказались в сложной кризисной ситуации.
На приём к социальному психологу направляют детей из приёмных семей, мигрантов и беженцев, людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством, и многих других, кому требуется помощь в адаптации и социализации.
Безусловно, работа с подобными категориями граждан требует определенного уровня компетентности от специалиста. В частности, профстандарт "Психолог в социальной сфере" выдвигает определенные требования к образованию и обучению социальных психологов.
Общая информация о профстандарте социального психолога
Профессиональный стандарт 03.008 "Психолог в социальной сфере" утвержден Приказом Министерством труда России от 18.11.2013 N 682н.
Профстандарт социального психолога был введен как основа для анализа и реформирования психологического образования и для регулирования трудовых отношений в социальной сфере.
С января 2015 года все работодатели при формировании должностных инструкций и аттестации социальных психологов должны учитывать требования этого профстандарта.
Какая информация содержится в профессиональном стандарте
В этом документе сформулированы основная цель деятельности, трудовые функции, необходимые знания и умения, требования к образованию и обучению социального психолога.
Основная цель деятельности – профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц, психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья).
Какие требования к образованию социального психолога по профстандарту
Согласно профстандарту, на должность социального психолога может претендовать работник, имеющий высшее образование по профилю.
Как мы знаем, психология включает в себя разные направления, в каждом из которых необходимо иметь определенные, узкоспециализированные знания и навыки. Например, социальному психологу необходимо разбираться в психологии общения и межличностных отношений, понимать механизмы социального влияния группы на человека (и наоборот), особенности социального развития, владеть знаниями в области законодательства, регулирующего социальную сферу в нашей стране.
Для тех, кто понимает, что имеющихся знаний профильного образования недостаточно, выбирают обучение по программе профессиональной переподготовки. Профессиональная переподготовка является востребованным направлением подготовки, потому что позволяет получить те знания и навыки, которые непосредственно пригодятся в трудовой деятельности социального психолога.
Для успешного прохождения аттестации действующим социальным психологам профстандарт рекомендует регулярно проходить программы повышения квалификации.
В профстандарте сформулированы требования к опыту практической работы социальных психологов – опыт работы в психологии от двух лет. Есть ещё вариант – волонтерская работа от двух лет. Только обратите внимание, что волонтерская работа должна быть связана с психологией. Например, работа в стационарах с детьми, которые находятся длительное время на лечении. Или психологическая помощь детям-сиротам в детских домах.
К работе социальным психологом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость.
Трудовые функции психолога в социальной сфере по профстандарту
Трудовая функция |
||
Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам) |
||
Трудовые действия |
Необходимые умения |
|
Выявление проблем межведомственного характера в социальной сфере, подготовка предложений по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам |
Социальная психология, психология малых групп |
|
Разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия |
Методология командной работы |
|
Обучение и психологическая подготовка специалистов межведомственной команды |
Психология управления, организационная психология |
|
Психологическая оценка эффективности деятельности специалистов межведомственной команды |
Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств |
|
Консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам |
Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств |
|
|
Техники эффективной коммуникации со специалистами |
|
|
Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения и т. д.) |
|
Трудовая функция |
||
Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения |
||
Трудовые действия |
Необходимые умения |
|
Разработка программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения |
Психология кризисных состояний |
|
Определение психологических критериев соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей |
Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты |
|
Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных |
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения |
|
Выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности |
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи |
|
Обобщение полученных данных и разработка на их основе психологических рекомендаций по минимизации негативных явлений |
Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды |
|
Подготовка сообщений и публикаций для СМИ по результатам мониторинга |
Современные направления молодежных движений |
|
Оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения |
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды |
|
|
Документоведение |
|
Трудовая функция |
||
Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию |
||
Трудовые действия |
Необходимые умения |
|
Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников |
Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы) |
|
Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе |
Психология зависимости, аддикций, девиантология |
|
Групповое и индивидуальное консультирование клиентов |
Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни |
|
Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации |
Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени) |
|
Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов |
Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи) |
|
Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов |
Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации |
|
|
Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации |
|
|
Основы психологического консультирования (виды, формы, методы) |
|
Трудовая функция |
||
Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам) |
||
Трудовые действия |
Необходимые умения |
|
Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки |
Методология проведения тренингов |
|
Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов |
Возрастная психология, геронтология |
|
Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни |
Психология воспитания и педагогики |
|
Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов |
Цели, задачи и функции организаций социальной сферы |
|
Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде |
Психология беженцев, мигрантов, маргиналов |
|
Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания |
Технологии работы с разными социальными группами |
|
Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов |
|
|
Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем |
|
|
Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ |
|
|
Трудовая функция |
||
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) |
||
Трудовые действия |
Необходимые умения |
|
Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам |
Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т. д.) |
|
Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам |
Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров |
|
Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т. п.) |
Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т. д.) |
|
Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов |
Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере |
|
Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом |
Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии |
|
Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы |
|
|
Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации |
|
|
Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам |
|
|
Трудовая функция |
||
Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов) |
||
Трудовые действия |
Необходимые умения |
|
Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями |
Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей |
|
Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи |
Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация) |
|
Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей |
Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях |
|
Подготовка детей к устройству в замещающую семью |
Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей |
|
Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях |
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания) |
Компетенции социального психолога по профстандарту
Чтобы выполнять перечисленные трудовые функции, социальный психолог должен обладать знаниями по следующим темам:
- Особенности работы психолога в социальной сфере;
- Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов);
- Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов);
- Формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной команды для оказания комплексной психологической помощи клиентам и социальным группам;
- Особенности развития личности и групп в системе межличностных и общественных отношений;
- Особенности и виды отклоняющегося поведения. Понятие отклоняющегося развития;
- Построение процесса психологической помощи различным категориям пострадавших в кризисных и чрезвычайных ситуациях;
- Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
- Особенности психологического консультирования личности с отклоняющимся поведением;
- Организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым слоям населения;
- Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы.
Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту
В АБиУС действует программа профессиональной переподготовки «Социальная психология» для желающих получить знания и навыки в области социальной психологии. Программа соответствует требованиям профстандарта «Психолог в социальной сфере».
Обучение по программе позволит профессионально осуществлять организацию и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп.
Срок обучения – 282 ак.ч. (2 месяца).
Выдаваемый документ – диплом о профессиональной переподготовке.
Преимущества обучения в АБиУС для социальных психологов
- Разработчики - действующие профессионалы в сфере социальной психологии;
- Удобная и понятная система дистанционного обучения - доступ с ПК, смартфона, планшета;
- Гибкий график и режим обучения - выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.
- Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.
- Доступные цены - наш социальный вклад в развитие профессионального сообщества (скидки, рассрочка, программа лояльности);