Новые правила определения единственного поставщика по 44-ФЗ: как это будет работать


8 минут

Закупки у единственного поставщика

 

В конце 2020-го Правительство установило новый порядок для утверждения единственного поставщика в рамках госзакупок на основе экспертного заключения. Процедура запускается при направлении обращения, включающего обоснование цены и ряд обязательной информации, о которой рассказываем в статье.

 


 

Постановление Правительства №1649 в структуре правовых актов

 

Постановлением Правительства РФ №1649 от 10.10.2020 года утверждено Положение о порядке рассмотрения Правительством Российской Федерации обращений об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд.

 

Данное Постановление – один из этапов создания механизма работы государственных органов при закупках у единственного поставщика в порядке п 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона 44-ФЗ. По указанному основанию поставщик или исполнитель определяются не при проведении торгов, а на основании акта Президента или по поручению Президента – Правительством. До внесения в конце 2018 года (см. Федеральный закон № 518-ФЗ от 27.12.2018 г.) изменений в п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ к заключению контракта с едпоставщиком предъявлялись весьма общие требования. 

 

В настоящей редакции Закона 44-ФЗ список требований расширен, а также предусмотрено, что Порядок подготовки проектов таких правовых актов и поручений и перечень документов, прилагаемых при их подготовке, (в.т.ч. обоснование цены) определяются правовым актом Президента РФ  и уже принят Указ Президента РФ  №558 от 14.09.2020 г.

 

Указ предусматривает, что потенциальный заказчик обращается для определения единственного исполнителя в исключительных случаях. На предложение заказчика Правительством РФ должно быть подготовлено экспертное заключение. Положение, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 г. №1649 позволяет реализовать нормы Закона 44-ФЗ и Указа Президента № 558.


Что предусмотрено Постановлением об определении едпоставщика от 10.10.2020

 

Основанием для рассмотрения вопросов о подготовке проектов правовых актов и поручений является обращение, содержащее предложение об определении единственного исполнителя закупок. К обращению должно быть приложено обоснование цены в соответствии со ст. 22 Закона 44-ФЗ. 

В предложении, помимо предмета контракта, наименования заказчика, сведений об исполнителей и сроков должны содержаться:

  • экономическое и (или) технологическое обоснование целесообразности осуществления закупки с использованием конкурентных способов определения поставщиков;
  • финансово-экономическое обоснование предложения.

В экспертном заключении Правительства на предложение заказчика даётся оценка соответствия такого предложения законодательству о закупках и вывод о целесообразности такой закупки.

 

Обучение госзакупкам в АБиУС 8-800-5000-949

 

Экспертное заключение делается на основании:

  • заключения Минфина по его вопросам, в.т.ч. о соответствии объекта закупки и обоснования цены требованиям законодательства;

  • заключения Минэкономразвития по вопросам таможенного союза, эффективности осуществления капитальных вложений в объекты капстроительства госсобственности или приобретения имущества в госсобственость, оценки реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, национальных проектов, инвестиционных проектов и иных приоритетных проектов;

  • заключения ФАС России по вопросам её компетенции, в том числе для оценки изменения конкуренции на товарном рынке. 

 

Срок на подготовку заключения – 20 дней, включая возможность получения заключений министерств даже в случае, если к обращению они не были приложены.

 

После получения всех заключений Правительство РФ принимает решение о соответствии обращения законодательству и о его целесообразности, а далее направляет Предложение Президенту.

 

Одновременно с Постановлением №1649 от 10.10.2020 года были внесены изменения в Регламент Правительства Постановление Правительства РФ – он дополнен пунктами 60 (6), 60 (7) о необходимости согласования с Минфином, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой как обращений с предложением об определении единственного поставщика, так и соответствующих проектов актов Правительства.

 

Преимущество закупки у единственного поставщика

 

Принятие Постановления №1649 напрямую отразится на небольшом числе участников рынка госзакупок. Вместе с тем нельзя отрицать значимость данного нормативного акта, так как проводятся они в исключительных случаях, когда при помощи заключения контракта необходимо быстро решить важную задачу.

 

Например, на этом основании был заключён госконтракт о строительстве новой ВПП в Шереметьево (Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2015 г. № 2067-р), в период начала пандемии коронавируса закупались иммунобиологические лекарственные препараты (Распоряжение Правительства от 12.05.2020 г. №1257-р).

 

Закупка в порядке п. 2 ч. 1 ст. 93 оправдана, когда крайне нежелательны риски, которые несут в себе конкурентные процедуры, в том числе, возможность выбора непроверенного поставщика или исполнителя, либо длительность проведения торгов, включая возможное оспаривание действий заказчика (особенно это касается проведения конкурсов).

 

Отработанная и регламентированная процедура, понятный и относительно прозрачный механизм и достаточно сжатые сроки для принятия решений о согласовании заключения госконтракта соответствуют последним тенденциям работы органов исполнительной власти. Оперативная, слаженная работа нескольких министерств и Правительства РФ по согласованию заключения государственных контрактов возможна только при налаженном обмене информацией и чёткой работе всех структур. 

 

События этого года наглядно продемонстрировали, что в экстренных обстоятельствах заключение контракта с конкретным поставщиком напрямую может быть более оправдано, чем конкурентная закупка. Не зря в Постановлении Правительства от 08.05.2020 N647 расширен перечень случаев, когда допускается заключить контракт на основании акта госоргана, без объявления торгов.

 

При этом заключение таких контрактов и расходование бюджетных средств должно быть обоснованным. Рассмотрение же вопроса о целесообразности заключения контракта тремя разными министерствами, согласно их специализации, позволяет посмотреть на ситуацию максимально объективно и принять взвешенное решение. 

 

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по "звездной" шкале ниже, где 5 звезд - очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!




(Всего голосов: 5, в среднем: 4.2 из 5)


#повышение_квалификации #закупщику



Поделиться:




© ЧОУ ДПО "АБиУС" При полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна



 

Слушатели, которые искали эту статью,
также интересовались



Профессиональная переподготовка


Специалист в сфере закупок

Повышение квалификации


Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд

Повышение квалификации по 44-ФЗ


Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

Профессиональная переподготовка


Эксперт в сфере закупок

Повышение квалификации по 223-ФЗ


Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

Повышение квалификации


Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)