Новые правила аванса в 2020 году


8 минут

Авансирование в закупках 2020

 

Ситуация 2020 года, связанная с пандемией, оказалась непростой для участников закупок. В целях поддержки рынка госзакупок были приняты срочные меры.

В частности, до конца 2020 года приостановлено действие норм Постановления Правительства №1496 в части права предусматривать в контракте авансовые платежи в размере, не превышающем 30% от суммы контракта (Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 630). Но обо всем по порядку. 

 

 

Общие правила авансирования по контракту

 

Возможность включения условия о выплате аванса в государственный контракт предусмотрена законодательством о госзакупках (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ).

Предусматривая авансирование по контракту, Заказчик указывает в проекте контракта и в документации условия предоставления аванса – размер, сроки и порядок выплаты.  Размер аванса определяется в процентах от цены контракта. Если контракт разбит на этапы, то размер аванса указывается в процентах от цены каждого этапа отдельно.

Если Заказчик планирует предусмотреть выплату аванса, то он должен включить в проект контракта и документацию условие об ограничении выплаты аванса в случае применения антидемпинговых мер (ст. 37 Закона 44-ФЗ).

Аванс не выплачивается, если участник закупки, с которым будет заключаться контракт, снизил НМЦК или цену за единицу товара или услуги на 25 процентов и более.

Отсутствие условий о порядке выплаты аванса в документации будет являться административным правонарушением (ч 4.2. статьи 7.30 КоАП). Ответственность за его совершение – штраф в размере 3000 рублей.

Более серьезные меры административной ответственности применяются в случае невыплаты аванса – штраф от 30 000 до 50 000 рублей при первом правонарушении и дисквалификация на 1-2 года при повторном (ст. 7.32.5 КоАП).

Субъектом административного правонарушения в обоих случаях будет должностное лицо.

 

Размер аванса в госзакупках

 

Подзаконные акты достаточно гибко регулируют размер пороговых значений аванса в зависимости от характера закупки и цены контракта.

Основным документом, который устанавливает предельные размеры аванса для получателей средств федерального бюджета, является Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 года № 1496.

По общему правилу аванс не должен составлять более 30% от цены контракта (п. 18 Постановления). В любом случае авансовые платежи не могут превышать доведенные лимиты бюджетных обязательств. По ряду видов контрактов предусмотрены специальные правила для аванса, авансовые платежи могут составлять:

  • Не более 30% при выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства федеральной собственности;
  • От 30% и до 70% от НМЦК, если она превышает 600 млн рублей при закупке строительных работ, реконструкции, капитальном ремонте (пп. "б" п. 18 Положения №1496);
  • Более 30% и до 80% включительно в случае выполнения НИР и НИОКР, целью которых является импортозамещение (такое целевое назначение должен подтвердить Минпромторг, как орган государственной власти, регулирующий вопросы внутренней и внешней торговли). Должно быть предусмотрено казначейское сопровождение таких НИР и НИОКР, за исключением случаев, когда сам контракт подлежит банковскому сопровождению. (абз. 3 пп. "а" п. 18 Положения №1496);
  • Более 30% и до 90% включительно в случае казначейского сопровождения авансовых платежей по любым другим контрактам, кроме НИР и НИОКР, о которых шла речь в предыдущем пункте (абз. 4 пп. "а" п. 18 Положения №1496).
  • до 100 % по ряду других видов контрактов (пп. "в" п. 18 Положения N 1496), в том числе если предметом контракта является оказание услуг связи, подписка на печатные издания, приобретение билетов на различные виды транспорта, путевок на санаторно-курортное лечение, грузоперевозки, ОСАГО и пр.

 

Изменения в правилах авансирования в 2020 году

 

До конца 2020 года приостановлено действие норм Постановления Правительства №1496 в части права предусматривать в контракте авансовые платежи в размере, не превышающем 30% от суммы контракта (Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 630).

Размер порогового значения для аванса по госконтрактам увеличен. До конца 2020 года получатели денег из федерального бюджета могут при закупках по Закону №44-ФЗ устанавливать условия о выплате аванса в размере до 50% от цены контракта.

Помимо этого, приняты изменения в сам Закон № 44-ФЗ (ст. 112), и до конца 2020 года можно изменять отдельные положения госконтракта, если его исполнение затруднено из-за ситуации с коронавирусом. Возможность изменения касается также размера и порядка выплаты аванса.

Однако, включить условие о выплате аванса, если его там не было ранее, не получится – речь идет именно об изменении условия, уже включенного в контракт и документацию о торгах.

 

Софинансирование контрактов по строительству и капремонту

 

Еще одна мера, призванная поддержать подрядчиков и исполнителей по государственным контрактам в связи с ситуацией, сложившейся из-за пандемии – предоставление субсидии для софинансирования расходов на оплату контрактов по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства при условии, что заказчик обяжется установить в контракте условие об авансе не выше 50% от цены контракта.

Таким образом, как на законодательном уровне, так и на уровне принятия подзаконных актов в сфере госзакупок меры, направленные на поддержку участников рынка госзакупок, были приняты достаточно оперативно. 

С 08 сентября действуют новые правила при государственных закупках некоторых товаров для нужд промышленности (Постановление Правительства РФ №1289 от 26.08.2020г.)

В перечень товаров, утвержденных Постановлением №1289 вошли станки (в том числе токарные, для обработки металла лазером, обработки камня, дерева, машины для сварки и пайки), ручной инструмент, сменные инструменты для станков или ручного инструмента (ОКПД2 товаров: 25.73.30, 25.73.40, 27.90.31.110, 28.41.1, 28.41.2, 28.41.3, 28.49.1).

При закупке товаров с данными ОКПД2 для государственных нужд, для нужд обороны и безопасности страны аванс должен составлять не менее 80% цены договора (государственного контракта), но не превышать лимиты бюджетных обязательств.

 

Когда нельзя устанавливать аванс

 

Существует перечень товаров (утв. распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 г. № 21-р), при закупках которых осуществление авансовых платежей запрещено. В основном это товары и услуги широкого массового потребления – моющие средства, белье, одежда, средства телефонной и видео связи, телевизоры, услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспорта, компьютеров, мебели.

Данный перечень постоянно корректируется.  Последний раз уточнения в него были внесены в марте 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 N 761-р), перечень товаров, услуг, которые можно приобрести в результате госзакупок по 44-ФЗ на условиях авансирования расширен.

Теперь можно предусмотреть выплату аванса для определенных товаров, в том числе портативных компьютеров (вес которых не более 10 кг), радиотелефонной и радиотелеграфной аппаратуры, аппаратов видеосвязи, телевизоров.

Необходимым условием для этого является наличие данных товаров в реестре российской радиоэлектронной продукции (утв. Постановлением правительства РФ от 10.07.2019 г. № 878).

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по "звездной" шкале ниже, где 5 звезд - очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!




(Всего голосов: 44, в среднем: 4.7 из 5)


#госзакупки



Поделиться:



Читайте также:

Электронное актирование в ЕИС Электронное актирование в ЕИС: как им пользоваться
закупки Когда контролирующие органы подозревают закупки "у своих"
изменения в госзакупках во время пандемии Госзакупки: 6 важных изменений из-за коронавируса в 2020-м году

© ЧОУ ДПО "АБиУС" При полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна



 

Слушатели, которые искали эту статью,
также интересовались



Профессиональная переподготовка


Специалист в сфере закупок

Повышение квалификации по 44-ФЗ


Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

Профессиональная переподготовка


Эксперт в сфере закупок

Повышение квалификации по 223-ФЗ


Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

Повышение квалификации


Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Повышение квалификации


Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд